Тенденции микрофинансового рынка

 

В связи с ужесточением регулирования со стороны ЦБ РФ будущее микрофинансового рынка находится под вопросом. На данный момент МФО перестраивают свою работу и методы заработка, а также оптимизируют свою работу путем систематизации своих доходов и расходов. Некоторые компании и вовсе не выдерживают давления со стороны регулятора и вынуждены уходить с рынка или же предоставлять свои услуги, находясь в «теневой зоне».

Не так давно ЦБ РФ представил презентацию за 1 квартал 2019 года «Тенденции микрофинансового рынка». Она была составлена на основе показателей регулятора, полученных за вышеуказанный период времени. На основе этого портал КредитОтзыв.RU решил обратиться к экспертам, чтобы узнать их мнение о том, как сейчас будет вестись работа на рынке МФО, каким образом произойдет оптимизация процессов в компаниях и можно ли назвать сложившуюся ситуацию настоящим кризисом в микрофинансовом бизнес-секторе. На вопросы нашей редакции ответили: генеральный директор МФО SmartCredit Фарида Валуева, директор по развитию финансовой платформы Webbankir Денис Сидоров и глава сервисов онлайн-кредитования «Робот Займер» и «Робокредит» Роман Макаров.

Заработок МФО в нынешних реалиях

На данный момент микрофинансовые компании вынуждены подстраиваться под новые правила, введенные Банком России. Их работа меняется в соответствии с требованиями регулятора, которые на этот раз весьма серьезно повлияли на данный бизнес-сектор, ведь процентная ставка с 1 июля была ограничена одним процентом. Как именно происходит данный процесс и как вообще зарабатывать МФО в современных реалиях?

Фарида Валуева уверена, что рынок микрофинансирования переживает череду серьезных изменений и принципиальную перестройку: «Конечно, после снижения ставки с 1 июля 2019 года до 1% в день, доходы МФО снизились. Не все могут выстроить свою бизнес-модель в предлагаемых условиях. На плаву остаются те компании, которые заранее оптимизировали свои бизнес-модели под новые условия, расширили линейку займов, усовершенствовали скоринг-модели и др». Денис Сидоров, замечает: «Компании сосредоточены на повышении эффективности, сокращении расходов. Они меньше наращивают портфели и больше заинтересованы в качестве клиентской базы». При этом эксперт отмечает и позитивную сторону нововведений от регулятора: «Позитивный момент, что с ограничением ставок по потребительским кредитам на уровне 1% в день на рынок пришли платежеспособные заемщики, которые ранее услугами микрофинансовых компаний не пользовались. Кроме того, снижение процентов компенсируется увеличением срока и суммы займов».

Неутешительный прогноз для рынка МФО делает Роман Макаров: «В результате этого в ближайшее время многие компании покинут рынок - по меньшей мере, соответствующий реестр Центробанка сократится вдвое. Этот прогноз большей частью коснется небольших МФО, кредитующих граждан наличными в офисах».

Таким образом можно сделать вывод, что количество микрофинансовых компаний, работающих легально, резко сократиться. С рынка уйдут мелкие МФО, в то время как оставшимся придется усилено заняться систематизацией своих расходов и доходов, а также реструктуризировать свою работу.

Оптимизация – единственный выход

Как можно заметить, оптимизация работы компании является одним из главных факторов, которые позволят оставшимся МФО «остаться на плаву».

Роман Макаров подробно описал, что предстоит сделать МФО, чтобы продолжать работать в нынешних реалиях. Так, эксперт полагает: «Чтобы удержаться на плаву, крупные кредиторы уже начали корректировать свою работу в направлении сокращения издержек бизнеса - частично закрывать офисы и увеличивать объемы выдачи в онлайн-режиме, попутно внедряя и развивая новые финансовые продукты - более крупные займы размером до 100 тыс. рублей и сроком возврата до 1 года. С сокращением количества кредиторов на рынке и снижением стоимости займа поток желающих кредитоваться уже постепенно перенаправляется в большие микрофинансовые компании. В том числе и этот увеличенный поток клиентов позволит МФО оставаться прибыльными компаниями. Но за этот клиентский поток им придется вступить в конкурентную борьбу, а значит, как минимум потребуется заняться оптимизацией взаимодействия с клиентом - улучшить сервис на всех этапах обслуживания заемщиков, предложить ассортимент прочих услуг и финансовых продуктов». С ним соглашается Денис Сидоров, отмечая, что бизнесу МФО и правда придется обратить свое пристальное внимание на цифровизацию: «Наблюдается явный тренд на цифровизацию, переход финансовых услуг в онлайн. Для большинства клиентов гораздо удобнее и проще открыть приложение в мобильном телефоне, чем идти в отделение компании. В свою очередь, компаниям не надо тратиться на содержание дорогостоящей сети». Эксперт также полагает, что, «скорее всего, в будущем на рынке останутся около десяти сильных компаний. И большинство из них будут работать в онлайн».

Фарида Валуева добавляет, что «важнейшее смарт-решение в нашей сфере – это правильно рассчитанная математическая модель оценки платежеспособности клиента в перспективе по оценке его платежеспособности в прошлом. И все это - ДО выдачи займа».

Из мнений экспертов можно сделать вывод, что бизнес МФО вынужден будет «эволюционировать» и прийти к цифровизации как к выходу из сложившейся ситуации. Именно использование онлайна поможет компаниям снизить расходы на аренду офисов и их обеспечение, что станет только первым этапом оптимизации расходов микрофинансовых организаций. Также компаниям необходимо будет пересмотреть свои продукты и сделать их актуальными не только под нынешние требования регулятора, но и под свои потребности в прибыли.

Кризис МФО наступил?

На рынке МФО грядут перемены. Но можно ли сказать, что они вызваны реальным кризисом? На этот вопрос также ответили опрошенными нами эксперты.

«Кризиса нет, есть перераспределение сегментов на рынке, – полагает Денис Сидоров, – Например, если раньше главным драйвером рынка был сегмент PDL (займов до зарплаты), то сейчас более перспективными кажутся более долгосрочные займы, а также продукты, ориентированные на малый и средний бизнес. Происходит диверсификация компаний». Фарида Валуева отмечает также и положительные стороны от нововведений в регулирование данной сферы: «Также дополнительным плюсом для рынка МФО станет переток клиентов из банковского сектора. Если раньше потенциальные клиенты попросту боялись обращаться в МФО, то теперь, при более прозрачном и понятном рынке — это стало возможным».

Роман Макаров в свою очередь соглашается с коллегой: «Происходящее сегодня на рынке я бы не стал называть кризисом». А также добавляет, что «скорее, происходит трансформация наиболее жизнеспособной части рынка в виде крупнейших легальных МФО в отдельный сектор альтернативного кредитования с существенным элементом финтеха».

----

Что ж, из мнений экспертов можно сделать вывод, что рынок МФО не впал в кризис после введения регулятором новых правил работы для микрофинансовых компаний. В ходе такой «чистки» на рынке останутся проверенные МФО, которые смогли выдержать нагрузку со стороны регулятора и обеспечили своих клиентов обширным набором доступных продуктов.

10.09.2019 10:49 1360 Все Публикации

Добавить ваш комментарий:


При использовании материалов сайта активная ссылка на kredit-otziv.ru обязательна.