
Сначала было слово…И слово было МФО
В 1976 году профессор Мухаммед Юнус основал банк «Грамин», который положил начало отрасли микрофинансирования. Банк начал выдавать микрокредиты бедным бангладешцам, чтобы помочь им решить финансовые проблемы без необходимости идти к ростовщикам и закладывать имущество.
Доступность кредита всем слоям населения стала основным принципом работы банка. Мухаммед Юнус выделил отдельную категорию заема, которую так и назвал «Грамин-кредит». Он отличался тем, что требовал еженедельное обслуживание долга.
В России микрофинансирование началось с кредитных кооперативов и активно развивается как отдельная область экономики с 2011 года.
Сейчас в реестре Банка России 2091 микрофинансовая организация. Все они с конца 2016 года разделяются на два вида: микрофинансовые и микрокредитные компании.
Микрофинансовые организации (МФО) – коммерческие организации, не являющиеся банком, но выдающая займы.
МФО дают в долг, как правило, некрупные суммы на короткие сроки. Однако сегодня в связи с изменением законодательства компании активно расширяют свою линейку продуктов, предлагая все более крупные заемы.
Главное отличие МФО от банков – более лояльное отношение к своим заемщикам. Микрофинансовые организации чаще одобряют займы клиентам, имеющим невысокий или неофициальный доход, выдают деньги пенсионерам и студентам, а также людям с плохой кредитной историей.
Сегодня мы решили поговорить с представителями МФО об истории становления компаний. Мы попросили их рассказать, как и почему был выбран микрофинансовый рынок, какие мотивы были у тех, кто решил заниматься микрофинансами и как компании оценивают себя сейчас?
Рассказывает гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин:
- До прихода в «МигКредит» я работал в качестве председателя правления НКО «Рапида». Ранее – вице-президентом банка «Петрокоммерц». Поэтому опыт работы в банковской рознице у меня уже был.
В то же время я увидел, что потенциал микрофинансового бизнеса огромен как сам по себе, так и в качестве платформы для развития других FinTech направлений, продуктов и услуг. Стоит отметить, что микрофинансовая отрасль достаточно молодая, а мой опыт работы в платежной системе позволяет говорить о том, что в развивающихся сегментах можно занять существенную долю рынка и получить бесценный профессиональный опыт.
Что касается негативного имиджа МФО, то в этом и состоит вызов для нас, как компании, и меня, как профессионала. Мы можем многое изменить к лучшему и уже меняем.
Я считаю, что поворотный момент в развитии компании произошел в 2016 году, когда «МигКредит» от монопродукта и моноканала перешел к диверсификации продуктовой линейки и задействовал разные сегменты и каналы дистрибуции, включая онлайн. Это позволило качественно изменить подход к бизнесу, при этом, не меняя основную бизнес-модель.
К числу важных факторов я бы отнес и концентрацию на внутренней эффективности, а также стремление быстро внедрять продукты и услуги с тем, чтобы как можно лучше понять потребности клиентов и удовлетворять их.
Если резюмировать, то это готовность компании к трансформации, которая, в свою очередь, заключается в состоянии команды генерить новые идеи, создавать продукты и сервисы, оперативно внедрять их, получать с рынка обратную связь и запускать новый цикл изменений. И не бояться быть первыми, каждый раз стремиться подтвердить это.
Компания изначально, еще в 2011 году, была очень профессионально сформирована и динамично развивалась.
На сегодняшний день «МигКредит» является высокотехнологичной компанией, которая демонстрирует системный и структурированный подход к ведению бизнеса. Компанией, способной качественно масштабировать бизнес, обладающей очень профессиональной командой и имеющей FinTech-программу в составе своего ДНК.
В компании «Деньга» так ответили на наши вопросы:
- В 2010 году, когда мы начинали свою деятельность, рынок МФО был только в стадии становления. Нам не на кого было опираться, по сути, мы действовали "вслепую".
Однако благодаря тому, что на самом старте нам удалось собрать уникальную команду аналитиков, разработчиков, юристов и менеджеров, мы создали продукт, равных которому до сих пор нет в стране.
"Деньга" по праву входит в ТОП-5 МФО по количеству офисов в России, успешно запущена и работает онлайн-выдача. Мы гордимся своими разработками, и не останавливаемся на достигнутом. Кроме того, наши уникальные алгоритмы позволяют нам иметь один из самых больших процентов одобрения среди всех МФО страны.
Даже с испорченной кредитной историей, наши клиенты вправе рассчитывать на финансовую помощь. Такое стало возможным также благодаря ежегодному оттачиванию алгоритмов скоринга и бизнес-процессов. Впереди новые рекорды выдач, и большее количество благодарных клиентов.
Вот, как происходило становление и развитие компании «Центр Займов» (ООО МФК «Саммит»):
- Наша компания появилась в 2011 году, еще на заре микрофинансирования в России. Выбор сферы деятельности был случайным.
Первый офис компании в Чертаново основатели и «старожилы» сейчас вспоминают с улыбкой. Спальный район на приличном расстоянии от метро. Очень маленькое помещение без окон и кондиционера.
2012 год стал значим для компании. В этот год компания стала развиваться быстрее: стали открываться новые офисы, росло число клиентов, увеличивалось и количество звонков.
Сегодня «Центр Займов» не ограничивается только выдачей микрозаймов. В 2017 году был запущен такой продукт, как автозалог, появилось отдельное направление по кредитованию предпринимателей.
«Центр Займов» прошел семилетний рубеж. Сейчас в компании работает более 500 человек. Мы растем постоянно! На территории всей страны работает 57 офисов, в том числе и круглосуточный офис в Москве. Общее количество клиентов, обратившихся в компанию, превышает 900 тысяч человек. И с каждым днем оно растет. А мы становимся чуть-чуть лучше каждый день. Мы все время идем вверх. И это самое важное.