.jpg)
Как вычислить телефонного мошенника и сохранить личные данные?
Каждый год телефонные мошенники совершенствуют схемы обмана. Редакция КредитОтзыв.RU рассмотрела самые актуальные из них и дала рекомендации, которые помогают сохранить деньги на карте. Почему нельзя перезванивать на незнакомые номера, переходить по ссылкам из смс-сообщений и отвечать на звонок словом «Да»? Ищите ответы в статье!
Эпидемия телефонного мошенничества
Телефонное мошенничество набирает обороты. В прошлом году с банковских карт пропало более 100 млрд рублей. Об этом известно из исследования, опубликованного на сайте BrandMonitor. Ущерб варьируется от контекста звонка. В 45% случаев мошенники звонят от лица финансовых учреждений, в 35% предлагают медицинские услуги. Жертвы фиктивных сотрудников банков теряют в среднем 27 тыс. рублей, медработников – более 50 тыс. рублей.
За последний год число мошеннических звонков выросло в 3 раза и приобрело масштабы едва ли не эпидемии. Не последнюю роль сыграли меры, направленные на борьбу с распространением COVID-19. Неопределенность с выплатами стала поводом для 82,5 тыс. случаев мошенничества. Часто жертвами мошенников становились люди в поисках работы. Им звонили от лица кадровых и рекрутинговых агентств и предлагали заплатить за контакты работодателя.
Кто в группе риска?
По мнению IT-специалистов, в группе риска находятся люди пенсионного возраста. Статистика показывает, что каждый пятый пенсионер страдает от телефонного мошенничества. В этом году деньги похищены уже более чем у тысячи человек. Мошенники используют схему «магазин на диване» – звонят жертве и предлагают купить вещи и продукты питания, или представляются газовщиками и вынуждают установить газоанализатор под угрозой штрафа.
ФинТех описывает портрет типичной жертвы телефонного мошенничества. В 57% случаев это одинокий мужчина в возрасте 28-37 лет с высшим образованием. Представители ассоциации подчеркивают, что люди в браке реже попадают на удочку мошенников. Они обсуждают финансовые вопросы со второй половинкой и вместе приходят к правильному решению. Совет друга или родственника также способен уберечь от опасности потерять средства.
5 схем обмана
В МВД выделяют 5 видов телефонного мошенничества:
Сценарий | Нельзя | Можно | |
Родственник в беде | Мошенник говорит, что родственник в беде, и предлагает решить вопрос за денежное вознаграждение. | Поддаваться на провокацию. | Прервать разговор и связаться с родственником. |
«Перезвони мне!» | Жертва получает сообщение с неизвестного номера с просьбой перезвонить и прослушать голосовое сообщение. | Перезванивать. | Добавить отправителя в черный список. |
Телефонный вирус | Сообщение с неизвестного номера содержит ссылку, переход по которой заканчивается списанием денег. | Переходить по ссылке. | Установить на смартфон антивирус. |
Выигрыш в лотерее | Жертву поздравляют с выигрышем в лотерее и предлагают назвать реквизиты, чтобы перевести деньги. | Называть данные банковской карты. | Прервать разговор и заблокировать неизвестный номер. |
Смс от оператора | Жертве предлагают подключить эксклюзивную услугу и назвать код-подтверждение из уведомления от банка. | Вводить код. | Позвонить оператору по горячей линии. |
Слово «Да» под запретом
В 2018 году запущена ЕБС для удаленной идентификации. Она позволяет получать банковские услуги с помощью биометрических данных – слепка лица и голоса. Удобно, не правда ли? Так думают и телефонные мошенники! «Это Фролов Александр Константинович?», – спрашивают они и ждут, когда жертва даст положительный ответ. Разговор записывается и нарезается, и «Да» используется для подтверждения транзакции с карты.
Похожим приемом пользуются шантажисты. Они записывают разговор с жертвой и монтируют из ответов провокационный сценарий, например, с подтверждением измены. Никто не хочет, чтобы такая запись попала к супруге или супругу, и мошенники этим пользуются – требуют крупную сумму за молчание. Вместо «Да» специалисты рекомендуют повторять фразы звонящего или отвечать вопросом на вопрос:
– Это Овсянников Иван Игоревич?
– Овсянников Иван Игоревич.
– Вам удобно сейчас говорить?
– С кем я разговариваю? Что вы хотели?
Бдительность лишней не бывает!
Несмотря на неутешительную статистику, большинство россиян осведомлены о проблеме телефонного мошенничества и сознательно относятся к личным данным. Яркий пример – случай с помощником Сбербанка. В мае этого года он обзванивал клиентов с индивидуальным предложением и был принят за мошенника – люди игнорировали и сбрасывали звонки. Даже официальный номер 900, с которого звонил робот, не вызвал у них доверия.
Сообщение помощника показалось клиентам подозрительным. Женский голос обращался к ним по имени-отчеству и предлагал подтвердить эту информацию. В Сбербанке прокомментировали, что это необходимо для идентификации – предложение робота индивидуально и не может быть озвучено третьим лицам. Эксперты, в свою очередь, напомнили об участившихся случаях подмены мошенниками номеров банков и порекомендовали сбрасывать авто-звонки.