Как изменился микрофинансовый рынок с начала года

 

2020 год выдался непростым. Пандемия, введение карантина и переход на онлайн-режим работы повлияли на рынок МФО. Редакция КредитОтзыв.RU подвела итоги и вместе с экспертами оценила изменения, которые произошли на микрофинансовом рынке. На наши вопросы ответили Андрей Пономарев, гендиректор платформы Webbankir, Ольга Семенова, руководитель группы разработки и внедрения розничных проектов ГК «Обувь России» (OR Group), и Алексей Имховик, руководитель службы управления кредитными рисками ООО МФК Саммит.

Положительные изменения в работе МФО

Участники микрофинансового рынка столкнулись с трудностями, которые заставили их пересмотреть механизмы работы. Эксперты рассказали, какие изменения оказались наиболее эффективными.

Андрей Пономарев подчеркивает, что микрофинансовый рынок легко вышел из кризисного состояния. «Уже в мае объемы выдач вновь начали расти, а к осени вернулись на докризисный уровень». Эксперт перечисляет позитивные моменты. Первый – увеличение количества займов, выданных онлайн. «Клиенты оценили преимущества онлайн-сервисов», главное из которых – возможность получить деньги, не выходя из дома. Второй – уменьшение просрочки. «На платформе Webbankir просроченная задолженность по итогам 9 месяцев 2020 года сократилась на 6 п. п» по сравнению с прошлым годом.

Ольга Семенова тоже говорит о сложности года. Он «оказался сложным практически для всех отраслей, и рынок микрофинансирования не стал исключением». Россияне частично отказались от займов, поэтому компании начали тщательнее «подходить к оценке платежеспособности клиентов». Выдача сократилась, число обращений на реструктуризацию долга увеличилось. ГК «Обувь России» (OR Group) столкнулась с увеличением просрочки, связанным с введением карантинных мер и закрытием магазинов. Просрочка уменьшилась, когда заемщики «перестроились на онлайн-платежи». За 9 месяцев выручка увеличилась на 29,6%.

Алексей Имховик уверен, что «год стал непростым для многих сфер бизнеса». Микрофинансовый сектор экономики столкнулся с рядом трудностей, но «проблемы – это новые возможности». Главным событием года стал переход выдачи и платежей в дистанционные каналы. Он не обошел стороной и ООО МФК Саммит: компания перешла на новый сайт, запустила мобильное приложение, доступное пользователям «умных» мобильных устройств, и реализовала выдачу по телефону.

Отрицательные изменения в работе МФО

Стоит вспомнить и негативные тенденции рынка микрофинансирования, замеченные в этом году. Мы спросили у экспертов, с чем они связаны.

Андрей Пономарев замечает, что россияне реже занимают деньги. Это связано со снижением покупательской способности. «На рынке повысилась конкуренция за хороших клиентов». Организации начали предъявлять больше требований к заемщикам, чтобы сократить риски. Карантин негативно повлиял на оффлайн-сегмент. Торговые центры закрылись, а вместе с ними – офисы традиционных МФО, расположенные внутри них.

Ольга Семенова также говорит об отказе от офисов продаж. Небольшие организации приостановили выдачу денег. Компании, которые давно выдают микрозаймы, быстро адаптировались к новым реалиям и разработали дистанционные каналы выдачи. ГК «Обувь России» (OR Group) внедрила онлайн-проекты – личный кабинет, прием онлайн-платежей, оформление онлайн-займов.

Алексей Имховик говорит об избытке ликвидности, который образовался во II квартале из-за «закручивания гаек». Процентные ставки для инвесторов снизились и «МФК полностью отказались от привлечения новых заемных средств». ООО МФК Саммит пошла по другому пути и продолжает делать инвестиционные предложения, процентная ставка по которым выше банковских вкладов или инфляционных ожиданий.

Опыт уходящего года

В 2020 году МФО получили много опыта. Редакция КредитОтзыв.RU узнала, пригодится ли он в дальнейшей работе.

Андрей Пономарев уверен, что «будущее МФО – это работа онлайн». Даже те, кто еще не пользовался цифровыми сервисами, начинают их создавать. 2020 показал значение ориентированности на клиентов. Чтобы повысить эффективность, нужно делать привлекательные предложения и заботиться о людях, которые оказались в трудной финансовой ситуации. Платформа Webbankir предложила программу пролонгации займов и услугу кэшбека, которая снижает стоимость заемных средств. Люди оценили их по достоинству. Социальная инициатива получила гран-при Всероссийского конкурса социально-значимых проектов, реализуемых микрофинансовыми компаниями.

Ольга Семенова замечает: «2020 год научил тому, что компания, которая хочет быть конкурентоспособной, должна быстро подстраиваться под меняющиеся реалии». Ей нужно развивать дистанционные каналы и онлайн-сервисы. Эксперт приводит в пример ГК «Обувь России» (OR Group), которая в этом году внедрила личный кабинет. Теперь заемщики видят сумму платежа и остаток по договору, формируют выписку и справку. Другим компаниям тоже стоит уделить внимание этому направлению и перейти в онлайн.

Алексей Имховик желает «всем участникам микрофинансового рынка, чтобы следующий 2021 год стал годом стабильного и уверенного развития».

Выводы

В 2020 году микрофинансовые организации перешли в онлайн-режим и разработали дистанционные каналы выдачи, которые нашли отклик среди россиян. Люди стали реже посещать офисы и отдали предпочтение онлайн-займам. МФО изменили портрет заемщика. Раньше они предъявляли меньше требований к потенциальным клиентам. Организации, которые не выдержали конкуренции, уступили место тем, кто ориентирован на людей. Оставшиеся участники рынка используют полученный опыт, чтобы повысить эффективность и лучше понимать потребности клиентов.

24.12.2020 19:18 4474 Все Публикации

Добавить ваш комментарий:


При использовании материалов сайта активная ссылка на kredit-otziv.ru обязательна.