Онлайн-мошенничество и МФО: как не стать жертвой обмана?

 

Глобальный прогресс позволяет МФО переходить в онлайн и предоставлять свои услуги удаленно, что, несомненно, является весомым плюсом для кредитных организаций. Вместе с этим мошенничество в онлайн-кредитовании стало крайне щепетильной темой. Борьба с ним важна как для самих микрофинансовых организаций, так и для их клиентов, которые исправно выполняют все условия договора.

Как бы печально это не звучало, но развитие новейших технологий неизбежно привлекает желающих нажиться на обмане добросовестных клиентов и даже самих МФО. Если ранее мошенники реализовывали свою деятельность на улице и в неблагоприятных районах, то теперь они перешли в онлайн, следуя за прогрессом. Под удар попадают сервисы, которые предоставляют доступ к денежным средствам, а именно: криптобиржи, страховые компании и интернет-кошельки. Увы, микрофинансовые организации также не были обделены вниманием аферистов.

Как демонстрирует аналитическая работа специалистов Webbankir, около 5-6% поступающих заявок от заемщиков обладают теми или иными факторами, свидетельствующими о мошенничестве. Особенно проблема становится актуальной при взгляде на заявки новых клиентов, которые, зачастую, наполнены признаками несанкционированной деятельности, направленной на кражу денежных средств. Тут процент подозрительных заявок гораздо выше.

Признаки клиента-мошенника

Главное отличие мошенника от добросовестного клиента заключается в преднамеренном нежелании платить МФО за предоставленный микрокредит. Если последний может задержать или не произвести выплату по причине дефолта, возникновение которого не зависело напрямую от него, то первый не имеет какой-либо обоснованной причины для просроченной выплаты и может заявить, что вовсе не оформлял займ.

Обычно мошенники берут небольшие суммы, в среднем – до 15 тыс. рублей. Но опытные аферисты могут «замахнуться» и на крупномасштабный обман, оформляя множество заявок в различные микрофинансовые организации. Если замысел мошенника в итоге притворяется в реальность, то определенные МФО и отрасль в целом несут убытки, суммы которых могут достигать миллионов. При этом, чем крупнее микрофинансовая компания, тем больше вероятность того, что аферисты обратят на нее свое пристальное внимание.

Метод работы мошенников в онлайн-кредитовании

В онлайн-кредитовании аферисты зачастую используют подставные лица, поддельные документы и кредитные истории, полученные незаконными способами. Для того, чтобы получить конфиденциальную информацию, мошенники используют «слитые» базы данных, а также фишинговые (подставные) сайты, замаскированные под официальные ресурсы известных организаций. После того, как пользователи вводят необходимые сведения, информация автоматически передается в руки злоумышленников.

Так, например, ЦБ уже сообщал о 309 жалобах от клиентов МФО, у которых были украдены их персональные данные. Данная цифра была зафиксирована в период с января по август 2017 года. Причем в 2016 году этот показатель равнялся нулю.

Неопытные мошенники обычно используют персональную карту при оформлении займа на третье лицо, потому их достаточно легко вычислить и привлечь к ответственности. Но те, кто продумывают план с учетом сохранения своей конфиденциальности, могут воспользоваться банковскими картами, оформленными на чужое имя.

Принцип вычисления и борьбы с мошенниками

Чтобы не стать жертвой мошенника МФО должна обратить свое пристальное внимание на заполненную заявку потенциального клиента. С помощью обширных баз данных, доступных сегодня, в интернете о человеке можно узнать намного больше достоверной информации, нежели при личном общении. Потенциальный заемщик может быть проанализирован по данным КИ, профилям в социальных сетях, а также проверен на соответствие данных в паспорте с заполненной анкетой. Хоть такой подход и не предоставляет полной достоверной информации о новом клиенте, он позволяет создать вполне определенную картину о человеке.

К подозрительным признакам относятся:

  • Новый клиент не проявляет интереса к условиям, которые необходимо выполнить для получения займа;
  • Ввод информации по заявке с помощью метода копировать-вставить;
  • Недостоверная информация о местоположении потенциального клиента;
  • Все заявки подаются с одного IP или же похожих телефонных номеров.

Со своей стороны микрофинансовые организации также могут применять такие способы вычисления мошенников, как:

  • Учет сайтов, которые посещал пользователь, с помощью evercookies;
  • Сотрудничество с сотовыми операторами, которые позволяют выяснить, где же находится пользователь даже без предоставления доступа к геолокации;
  • Использование сервисов на базе бюро кредитных историй, направленных на борьбу с мошенниками.

Цена обмана

В случае, когда инцидент все же произошел, служба экономической безопасности должна сначала понять, является ли заемщик мошенником или же он добросовестный гражданин, попавший в сложные финансовые обстоятельства. Для этого начинается расследование, в ходе которого определяется, кто и когда оформлял и одобрял займ, а также выясняется, являются ли все данные заемщика достоверными.

Хоть личность, на которую был оформлен микрокредит, и несет репутационные риски, среди которых испорченная КИ и навязчивые звонки от коллекторов, непосредственно материальный ущерб получает сама микрофинансовая компания. Именно поэтому она, после осуществления соответствующей проверки, имеет право подать заявление в полицию.

В итоге, как правило, мошенник наказывается законом. На него заводят уголовное дело, которое грозит лишением свободы сроком до двух лет, а также его обязуют выплачивать компенсацию ущерба в пользу государства. Именно поэтому не стоит пытаться обмануть МФО даже при наличии в ее спектре продуктов и услуг онлайн-кредитования, ведь фактическая кража на сумму в 10-15 тыс. рублей явно не является ценой серьезной судимости и ограничения свободы.

07.05.2019 15:58 1117 Все Публикации

Добавить ваш комментарий:


При использовании материалов сайта активная ссылка на kredit-otziv.ru обязательна.