Банки взялись за создание собственных микрофинансовых организаций
Микрофинансовый рынок начал активно пополняться организациями, продвигаемыми банкирами. Очередной кредитной организацией, готовой вывести на рынок своего игрока, стал банк "Тинькофф".
О том, что Тинькофф-банк намерен выйти на рынок микрофинансирования, рассказали источники на банковском рынке. По словам одного из них, банк планирует выдавать часть pos-кредитов в виде займов от своей МФО, и это связано со вступлением в силу с 1 июля ограничения полной стоимости кредита (ПСК). В Тинькофф-банке от комментариев по этой теме отказались. Согласно информации в госреестре МФО, который ведет ЦБ, своя «микродочка» у акционеров Тинькофф-банка действительно есть. Это компания «Т-финанс», зарегистрирована в форме ООО еще в 2006 году, а в 2012 году внесена в реестр МФО. Однако до сих пор активности она не проявляла. Адрес регистрации компании совпадает с адресом Тинькофф-банка (1-й Волоколамский проезд, д. 10, стр. 1). Поисковики по запросу «Т-финанс» выдают сайт (Babki.ru) с минимальным набором информации. Из нее видно, что 100% долей компании принадлежит TCS Group Holding PLC, бенефициаром которой выступает Олег Тиньков.
Ранее о создании своих МФО уже объявляли ХКФ-банк, ОТП-банк и «Лето-банк». Причины выхода банков на этот рынок понятны: к деятельности МФО предъявляются менее жесткие требования, а доходность ( впрочем, как и потери от невозврата) существенно выше. Так, в отличие от банков МФО обязаны создавать резервы под выданные займы поэтапно до 2017 года. Полная стоимость займов ограничена законом с 1 июля и для МФО, но ее максимально возможное значение выше. Так, максимальные допустимые значения ПСК для МФО по самым «банковским» pos-займам на сумму до 30 тыс. руб. на срок от одного года достигают 154%, тогда как для банков – 64,5% (с учетом допустимого 33-процентного превышения).
С другой стороны, рентабельность микрофинансирования - всего лишь половина дела. Вторая половина - это возможность МФО в сегодняшних условиях стать популярной и востребованной. В целом, для этого никаких преград не существует: реестр МФО регулярно подчищается Центробанком, освобождаясь от уставших от гонки игроков, а займы только набирают популярность среди россиян, испытывающих регулярную нужду в заемных финансах. Кроме того, вполне вероятно, что продуктовая линейка существующих МФО не удовлетворяет всех потребностей клиентов. Свидетельством этому является появление на рынке новых продуктов, например, займов до продажи недвижимости.