Проблемы банка РСБ 24 сказались на работе системы переводов Contact

 

Проблемы банка РСБ 24, ранее известного под названием "Русславбанк", стали основанием для системы денежных переводов Contact, использующей кредитную организацию в качестве расчетного центра, отказаться от сотрудничества. По мнению экспертов, это могло стать причиной сложностей при получении и отправлении переводов Contact вчера, 9 ноября.

Проблемы с переводами КонтактУхудшение информационного фона вокруг банка РСБ24 (бывшего Русславбанка) дало одной из крупнейших систем денежных переводов Contact основания потребовать от своих банков-партнеров отказаться от его услуг. Система ввела мораторий на работу с ним и хранение остатков на счетах. Этот банк — не только один из четырех расчетных центров системы, но и ее основатель. По мнению экспертов, такая паника в партнерских отношениях недопустима.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо администрации платежной системы Contact ее участникам и партнерам. В нем система уведомляет их о введении с 6 ноября моратория на использование функционала РСБ24 как расчетного центра. Всего сейчас у Contact по данным реестра ЦБ 4 расчетных центра — помимо РСБ24 это банки ВТБ, «ХМБ Открытие» и НКО «Рапида». Эту меру компания объясняет тем, что тем, что «ЦБ исключил РСБ24 из списка банков-контрагентов по операциям репо, c высоким кредитным риском и крайне негативными прогнозами». В связи с этим система потребовала от банков срочно перейти на расчеты в «основные» расчетные центры — НКО «Рапида» или «ХМБ Открытие» и вывести остатки средств с корсчетов в РСБ24. Об экстренности этой меры свидетельствует то, что на время перехода банков в другие расчетные центры система даже ввела временную схему взаиморасчетов через транзитные счета.

Система переводов Contact — одна из крупнейших в России. До мая 2014 года основателем и собственником системы выступал Русславбанк, позднее переименованный в РСБ24. После обысков в Русславбанке весной 2014 года банк столкнулся с оттоком ликвидности, после чего система была выкуплена холдингом «Открытие» (именно так в числе ее расчетных центров появились входившие в холдинг «НКО Рапида» и банк «ХМБ Открытие»), а затем перепродана Qiwi.

В самой Contact направление такого письма подтвердили. «Неисполнение сделок репо (6 ноября, за что Московская биржа вынесла банку официальное предупреждение.— “Ъ”) — это очень неприятный факт, свидетельствующий о проблемах. Contact уже сталкивалась с подобными моментами и с тех пор очень внимательно следит за рисками, не желая повторения прошлых событий»,— отмечают в системе. Как ранее писал “Ъ”, после краха системы Migom и проблем Contact банки стран СНГ потребовали от российских систем размещения депозитов или предоставления банковских гарантий, так что в случае дефолта самой системы или расчетного банка система лишается этих средств.

В Contact рассчитывают, что текущее положение РСБ24 никак не затронет работоспособность системы. «РСБ24 имеет статус резервного центра. Все участники уже переведены на расчеты в другие центры, и в настоящее время нет банков, ведущих расчеты через РСБ24»,— отметили в Contact. Эта работа проводилась планомерно с середины 2014 года в целях диверсификации портфеля партнеров по всем существующим центрам, и завершилась 1 ноября 2015 года, уверяют в системе.

И все же, по сведениям “Ъ”, особенно активная работа Contact по выводу банков-партнеров из РБС24 началась после понижения рейтинга банка с B3 до Caa1 агентством Moody’s 1 октября. Снижение рейтинга было связано с низким качеством кредитного портфеля (на конец 2014 года доля проблемных ссуд выросла до 40,4% его портфеля с 12,3% в 2013 году, а уровень резервирования сократился до 60% со 123% годом ранее). При этом запланированная докапитализация банка его бенефициаром Абдулжелилом Абдулкеримовым на 1 млрд руб. до конца 2016 года может оказаться недостаточной для полного покрытия потерь по кредитам в ближайшие год-полтора, отмечали в агентстве. На этот момент, по данным источников “Ъ”, в РСБ24 обслуживались примерно 30% банков—партнеров системы. «Сразу после этого рейтингового действия система направила банкам-партнерам письмо с таблицей рисков по каждому расчетному центру, из которой банки сделали вывод о необходимости срочного перевода средств в другие расчетные центры»,— говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Оперативно связаться с пресс-службой Русславбанка в понедельник поздно вечером не удалось.

Даже если партнеров выводили из расчетного банка заранее, подобные письма неуместны, считают участники рынка. «Платежная система согласно рекомендациям ЦБ должна проводить постоянный анализ рисков, присутствующих в ней,— говорит председатель совета директоров “Золотой короны” Николай Смирнов.— В этом плане странно, что появляется “паническое” письмо, так как если состояние банка ухудшалось, система должна была отследить это заблаговременно и устранить риски в плановом режиме». Подобные письма могут пошатнуть финансовую устойчивость любого банка, какой бы она ни была, заключает он.

По материалам сайта kommersant.ru.


За динамикой курсов валют в режиме реального времени вы можете следить на нашем графике валют онлайн.

10.11.2015 13:58 4224 Все Новости рынка банков и микрозаймов

Добавить ваш комментарий:


При использовании материалов сайта активная ссылка на kredit-otziv.ru обязательна.